Храх-Уба – политика этноцида
Сознательное уничтожение памяти о лезгинском народе
Храхубинскому вопросу посвящено много довольно детальных публикаций в
«Спектр». В отличие от разного рода информационных агентств, освещавших
скупую официальную точку зрения (России и Азербайджана) по Храх-Убе и
Урьян-Убе, мы отражали позицию самих жителей бывших российских эксклавов
и приводили архивные источники, проливающие свет на предысторию
конфликта. Но никакая объективная информация не смогла переломить
ситуацию в освещении данного вопроса. Теперь, после того как лезгинское
население было изгнано из своих селений, азербайджанская сторона готовит
очередную мифологему, целью которой является искоренение какого-либо
упоминания о лезгинах на этой земле.
Непонятно о чем думала российская сторона, когда представитель МИД
России А.К.Лукашевич (на фото) прокомментировал статью Милрада
Фатуллаева «Остаться в России», опубликованную в «Независимой газете», о
митингах жителей и родственников села Храх-Уба в Махачкале. Но с тех
пор информационное пространство заполнено чудовищной ложью о появлении
Храх-Убы и Урьян-Убы, многократно растиражированной информагенствами:
«Судя по имеющимся материалам, в годы советской власти между
Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР была осуществлена взаимная
передача небольших территорий во временное пользование в
сельскохозяйственных целях. Дагестан получил в Азербайджане во временное
пользование земли для остановки перегоняемого на зимние пастбища скота.
Там постепенно образовались постоянные пастушьи стоянки, возникли жилые
дома. Так появились населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба. Срок
действия решения Правительства СССР от 1954 г. об обмене территориями
окончательно истек в 2004 г. Иных документов, в которых говорилось бы о
наличии принадлежащих России территорий в Азербайджане, ни в
центральных, ни республиканских архивах не обнаружено».
Немым укором данного предательского по отношению к жителям этих
селений и антироссийского по значению официального комментария МИД, если
отставить в сторону многочисленные архивные документы, является
храхубинское кладбище, на котором имеются могилы гораздо старше 1954 года.
С момента образования Советского Союза эти земли были закреплены за
селениями Храх и Джаба нынешнего Ахтынского района. Впоследствии храхцы
переселились в Магарамкентский район и село Храх-Уба стало подчиняться
администрации этого района, а Урьян-Уба так и осталось в подчинении
Ахтынского района. А постановление Правительства СССР от 1954 г. – это
«филькина грамота», в них речь идет о зимних пастбищах, а не об этих
поселениях. Представитель МИДа осознанно не упомянул полное название
этого документа, одно название которого заставляет сомневаться в
сочиненном им наспех комментарии: Постановление Совмина СССР от
28.05.1954 N 1023 «О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда
"Черные земли" и Кизлярские пастбища».
Судя по тому, как в Азербайджане обошлись с другим лезгинским
селением – Кюснет, которое имеет древнюю и славную историю, и его
кладбищем, будет сделано все, чтобы аналогичным образом стереть следы
проживания лезгин в Храх-Убе. Пока взялись за название села Храх-Уба, но
и до кладбища обязательно дойдет очередь. То, что у нынешних властей
Азербайджана нет ничего святого, подтверждает недавний случай, когда
могильными плитами христианского кладбища Баку была замощена дорога.
После дождя на плитах проступили надписи на русском и армянском языках и
выгравированные портреты усопших, шокировавшие местных жителей.
Что касается названия села, то поражает циничность, которая
сопровождает процесс его переименования. Во-первых, это спешка – в Милли
Меджлисе уже вынесен на обсуждение соответствующий законопроект.
Во-вторых, совершенно бесстыдная фраза, высказанная председателем
комитета по региональным вопросам Милли Меджлиса Арифом Рагимзаде: «на
этих территориях в свое время жили русские, 2 года назад по
договоренности между Россией и Азербайджаном они были переселены».
Русские в Храх-Убе не жили, а о том, как выживали храхубинцев из их
домов мы подробно в своих многочисленных публикациях «НВ». В-третьих,
причина, из-за которой было принято такое скоротечное решение. Она была
также озвучена Арифом Рагимзаде, который сослался на новых жителей, не
знающих, что означает название Храх-Уба. Что тут скажешь: веское
основание! Вместо того, чтобы узнать все-таки, что оно означает, решив
тем самым этот «сложный» вопрос, который судя по всему не давал покоя
прибывшим поселенцам, было решено от него отказаться.
Кстати,
Храх-Уба – это отселок («уба») селения Храх. В свою очередь, само
селение Храх было образовано переселенцами из селения Ухул. Это
подтверждается отсутствием языковых различий между ними: их речь
выделяется в особый храхский говор. А название свое Храх получил от
слова «къерех», означавшее в данном случае «отделившуюся часть»
ухульцев. Но эта информация, к сожалению, ничего не изменит в данном
случае.
Нынешние жители – этнические курды, решили назвать село тюркским
словом Палыдлы – из-за того, что село окружено дубовым лесом. Впору
менять и название Баку на «более подходящее» Денизлы (морской,
приморский), ведь оно тоже должно быть непонятно тюркскому населению
города.
Как бы то ни было, но данный факт вызвал сильное возмущение у лезгин,
проживающих в самом Азербайджане. Вот высказывания одного из них на
форуме disput.az: «Это какой надо быть сволочью, чтобы переименовывать
этнические села на лад другого народа… Национализм - зло, которое рушит
единство. Переименование села Храхоба как раз таки и является
национализмом. Когда титульная нация ассимилирует все составляющие
этносы».
Продолжающийся этноцид лезгин и других коренных народов Азербайджана
продолжает набирать обороты, несмотря на то, что в результате такой
политики даже у самых «манкуртизованных» представителей этих народов
открываются глаза и они начинают видеть истинный смысл происходящего.
Пока это не пугает азербайджанские власти. Храх-Убу и Урьян-Убу, а также
водораспределительный узел на реке Самур и другие участки земель Юждага
послужили разменной монетой между российскими чиновникам и властями
Азербайджана. Поэтому последние доводят данную «сделку» до логического
завершения, «очищая» свои новые активы от ненужных им лезгинских следов.
В «Стране огней» любят играть с огнем, совсем забыв, к каким
последствиям это может привести.
Серкер ЯКУБХАНОВ
"Спектр"
|