Чтобы стать свободным, нужно убить в себе раба
Не
молись перед боем. Если ты не умеешь сражаться, молитва тебе не
поможет. Когда выходишь лицом к лицу с врагом, говори себе: «Я не хочу
бороться с тобой, я хочу убить тебя!»
Эрнст Хайне
Жизнь принадлежит только тем, кто не боится ее потерять.
Роберт Хайнлайн
Альакрам Гумматзода. Президент Талыш-Муганской автономной республики
(21 июня 1993 – 23 августа 1993) в составе Азербайджана. После падения
республики был арестован, приговорен к смертной казни. Провел два года в
камере смертника, потом смертную казнь заменили на пожизненное
заключение. В 2004 г. под давлением международных организаций был
выпущен из тюрьмы. Живет в Голландии.
Аликрам Гумбатов, полковник, командир 704-й бригады ВС Азербайджана,
участник агрессии Азербайджана против Арцаха. Дослужился до должности
заместителя министра обороны Азербайджана.
Аликрам Гумбатов воевал хорошо. Хотя и в данном случае определение не
совсем верно, поскольку мы воевали явно лучше А. Гумбатова, но это не
его вина. Полковник А. Гумбатов не турок, а талыш. Его народ, в отличие
от турок, прибредших за своими черными и белыми баранами, живет здесь
испокон веков в буквальном смысле этого слова. Предками его народа были
арии – воинственные племена, уже в восьмом тысячелетии до р. Хр.
заселявшие Армянское нагорье, положившие начало всей современной
цивилизации планеты Земля. У ней, этой цивилизации, есть и плюсы, и
минусы, но это арийская в своей основе цивилизация и это факт. Арии были
и нашими предками, и уже поэтому мы с талышами, хоть и дальняя, но
все-таки родня. В дописьменный период истории человечества об этом
родстве знали и помнили все потомки арийских племен: и иранцы, и индусы,
и армяне, и греки, и бритты с англами, и баски, и славяне с германцами…
Аликрам Гумбатов воевал хорошо. Слишком хорошо и слишком грамотно по
сравнению с овцеводами-турками. И уже одно это сравнение боевых качеств и
умения потомков ариев с качествами и умением потомков волчицы и
мальчика-инвалида закономерно должно было заставить его задуматься над
тем, а почему и с кем он воюет и за что.
И стать перед вопросом: а кому выгодно, когда талыш с армянином убивают друг друга?
Полковник А. Гумбатов, естественно, задумывался над тем, почему мы
воюем так упорно и так держимся за свою землю. Война ли открыла ему
глаза, или он и раньше думал о судьбе своего народа, которому пришлые
турки отказывали в праве жить и называться самим собой, но он понял, что
в этой войне талыш должен быть с армянином, а не с турком. Арцахская
Отечественная война 1990-1994 гг. разбудила весь регион, показала всем,
как надо сражаться за свободу и еще – что свободу можно только
завоевать.
Тогда, 21 июня 1993 г., полковник ВС Азербайджана Аликрам Гумбатов
перестал быть; к своему народу вернулся Альакрам Гумматов (Гумматзода),
поднял восстание и провозгласил создание Талыш-Муганской республики.
Правда, тогда он не до конца осознавал эту простую истину – что
достойное существование народа возможно только в условиях независимости.
Поэтому Талыш-Муганская республика была декларирована как автономная в
составе Азербайджана. Это обстоятельство и стало, вероятно, главным,
предопределившим ее падение через два месяца. Свободы половинчатой не
бывает.
С тех пор прошло двадцать лет. Мы победили в Отечественной войне, в
очередной раз напомнив нашим друзьям и недругам, как умеет сражаться
защищающий Родину армянин. Мы показали всем, что можем жить по правилам
цивилизованного мира: проводить выборы, уметь выслушивать и уважать
чужое мнение, не совпадающее с нашим, и не лезть с ножом на оппонента –
строить нормальное государство. И что мы обязаны помогать всем тем, кто
хочет жить свободным, в первую очередь, своим вековым соседям и
родственникам. Да, в нашем стремлении помочь и гаргарейцам – лезгинам,
аварцам, удинам, лакцам, и талышам освободить свою землю от турецкой
скверны есть и земной интерес – мы хотим восстановить доброе соседство с
ними, бывшее до появления в наших странах турок. Мы уверены, что и с
теми, и с другими нам делить нечего, нет поводов для вражды.
А. Гумматзода сейчас приехал в Армению и в Арцах. Приехал как друг,
приехал в гости, познакомиться поближе, посмотреть, что можно и нужно
перенять, что из нашего опыта полезно для его народа.
Нам, выдержавшим очередное ожесточенное противостояние с
цивилизационным врагом – турком, не совсем понятна политика Альакрама
Гумматзода, декларируемые им цели и задачи движения Освобождения
талышского народа, тем более, что он сам противоречит себе в заявлениях.
По большому счету, его поведение понятно: как всякий представитель
оседлой цивилизации, у которой «любовь к родному пепелищу, любовь к
отеческим гробам» сидит уже в генах, он всячески старается избежать
открытого противостояния, войны, в которой погибнут в первую очередь
молодые – цвет и надежда нации. Поэтому он опять, невзирая на уже
имеющийся печальный опыт, говорит о возможности создания талышской
автономии в Азербайджане и конфедерации с Азербайджаном (турками).
Правда, он понимает, что турки никогда не пойдут на это: будучи
национальным меньшинством в Азербайджанской Республике, они могут выжить
и пока выживают только потому, что представляют хорошо организованную
банду, терроризирующую большинство, банду, где все повязаны на крови. Не
будем давать очевидно напрашивающихся оценок такого поведения – это
поведенческий стереотип тюркской цивилизации, у которой совершенно иные
ценности и ориентиры. Не представляй они пресловутую банду – орду, в
которой весь народ – армия, и этот народ-армия и есть государство – им в
чужой и чуждой цивилизационной среде не выжить (язык мой – враг мой:
именно поэтому в тюркских языках народ, армия и государство – одно
неразделимое понятие, выражаемое словом «орда»).
Альакрам Гумматзода знает, что турки никогда не пойдут на
предоставление талышам или другим автохтонам республики хоть каких-либо
прав, даже культурной автономии, и он, как думающий человек и патриот,
понимает, что в итоге все решится на поле боя. Его попытки достучаться
до разума турок бессмысленны, поскольку разум турка требует крови, крови
и еще раз крови. Поэтому, вынужденно соглашаясь с Левоном
Мелик-Шахназаряном, своим собеседником, бывшим противником, а ныне
другом, он продолжает утверждать, что они не против сожительства с
турками. А. Гумматзода, может, и вправду не против – беда его в том, что
сами турки против этого.
Мировая история, к сожалению, пока не дала нам ни одного примера
добровольного отказа колонизаторов от колоний и добровольного признания
вчера еще угнетаемого народа равным себе. Существование народа как
самостоятельной единицы, а не как генетического материала для удобрения
чужой нации, возможно только в условиях независимости. Борьба за
независимость, за право быть хозяином и рабом своей Родины –
единственная, в которой за ценой не стоят, потому что это вопрос
физического существования народа. К сожалению, а может, и к счастью,
независимости добиваются только вооруженной борьбой. История не
предусмотрела других путей, может быть, для того, чтобы народы дорожили
ею, как единственным гарантом своего существования.
Раздан МАДОЯН
|