Четверг, 25.04.2024, 01:50
ՀԱՅ - ԼԵԶԳԻՆԱԿԱՆ ԵՂԲԱՅՐՈՒԹՅՈԻՆ ЭРМЕНИ - ЛЕЗГИ-КЬВЕ СТХА АРМЯНО - ЛЕЗГИНСКОЕ БРАТСТВО
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Для решения лезгинского вопроса необходим
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 1 » Армянский взгляд на лезгинскую проблему
22:27
Армянский взгляд на лезгинскую проблему

           Армянский взгляд на лезгинскую проблему

Взяться за перо меня побудило сочувствие к братскому лезгинскому народу. По легенде Հайк и Лек предводители армянского и лезгинского народов, были братьями. Հайк был старшим среди всех братьев и нес ответственность за них. Если оглянуться назад, то можно увидеть многочисленные подтверждение изложенного, начиная с древнейших времен заканчивая распространением христианства, созданием алфавита и просветительской деятельности армянской элиты. Разоряющие войны ослабили Армению, но даже после утраты государственности армяне оставались цементирующим составляющим Кавказской Албании – Агванка. С исламизацией региона наши былые связи начали ослабевать, а нашествия разношерстных тюркских племен усилили эту тенденцию, постепенно образуя пропасть между нами. Но будет ошибочным считать, что отсутствовали контакты. В Дагестане были армянские поселения, которые видимо по генетической памяти продолжали миссию Հайка вплоть до образования и становления Дагестанской АССР. Но перейду к современной истории наших взаимоотношений о далекой истории есть огромное количество работ, в том числе лезгинских и аварских авторов. Имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит.

Вначале перейду к предыстории. Российская Империя при завоевании Кавказа и Закавказья упиралась на состоявшиеся народы, в частности на армян, но после укрепления позиций изменила политику в пользу более управляемых элементов, коими являлись разношерстные кочевые племена закавказских турок - кавказских татар или как еще обобщенно их называли - мусульман. С каждым годом этот сброд становился всё более и более агрессивным, достигнув своего пика во время февральских погромов армян 1905г. Власти РИ поддерживали свое детище после февральской резни, когда армянам удалось самоорганизоваться и закавказские турки стали давать большие потери, и был заключен мир. Но ненадолго. Примечательно, что до августовской резни армян, полиция конфисковывала оружие в армянских кварталах и раздавала его закавказским туркам «для самозащиты». К новому витку напряжению армяне были более организованы. Власти, видимо, тоже начали осознавать кого вырастили. Пробужденный инстинкт турка уже не выбирал жертв, как показывает хроника – «Три дня Балаханы, Забрат, Раманы напоминали ад: озверевшая толпа била, грабила, расстреливала, жгла. Некоторых русских щадили. Других истребляли так же, как и армян. Раненых швыряли в горящие мазутные ямы или дорезывали. Подле промыслов Манташева окружили безоружную толпу человек в 30 и всех искрошили кинжалами и бейбутами. В Раманах замучили, перестреляли, сожгли более 300 человек». Убивали уже русских, казаков, солдат, как правильно заметил Луиджи Виллари, «правительство встревожилось при виде Франкенштейна, которого оно создало в лице татарского движения, и начинало чувствовать, что, будучи однажды пробуждены, эти свирепые и воинственные люди могут обратиться против своих правителей». Но суть политики осталось неизменной, выращенный вражеский организм казался более надежным, чем армяне, созидающие, привязанные к земле и тяготеющие к просветительству которые могли бы сплотить и другие автохтонные народы с кем тысячелетиями жили по соседству. Так Россия зачала «народ», который в будущем с подачи Сталина станут называть азербайджанцами.

Более трагичными оказались события 1918 г. Борьба и вооруженные столкновения Бакинской коммуны с «Мусаватом» закончились с полным разгромом последнего. Армянский национальный совет вступал в роли примиряющей стороны, более того спасал татар. Об этом свидетельствует так же заявление З. Тагиева, размещённое в газете «Знамя труда»: «В Баку царит спокойствие. Исходя из интересов процветания края, я лично считаю своим долгом заявить во всеуслышание, что события в Баку не носили характер армяно-татарских столкновений. В течение всего времени столкновений татары не причинили вреда проживающим в татарских районах армянам. А армянская часть населения спасла более чем 14 000 мусульман...». Чем расплатились спасенные, стало видно месяцами позже. 9 апреля 1918 г создается Закавказская Демократическая Федеративная Республика, 26 мая уже происходит её распад и 27 мая под патронажем Турции создается искусственное образование с украденным у Ирана названием Азербайджанская Республика. Летом турецкая армия во главе с Нури пашой начинает поход для взятия Баку. 15 сентября турецкие войска и разношерстные кавказские татары вошли в Баку, Благодаря двухмесячной обороны часть армянского и христианского населения удалось спасти. Но то, что творили с теми, кто не успел или не смог покинуть город, поражает воображение. Приведу только одну цитату турецкого автора Эссад бея: «... Снова пролилась кровь на улицах нефтяного города. Беспощадно убивались мужчины и женщины. «Победители» вскрывали тела своих жертв, раздавливали их черепа, ложились на трупы, вопили бред о своей победе, буквально плавали в крови. Они разрывали их тела, рубили их, перегрызали горла и пили кровь. Несколько сот армян не были сразу же убиты, а были перенесены на большую городскую площадь, где их сторожили солдаты. Любой магометанин − ребёнок, женщина, старик − мог прийти и убить их. Жертвы стояли закованные в цепи и выдавались по требованию мстителя. В качестве доказательства мести иные макали одежду в кровь врагов, чтобы показать её дома. На второй день паша разрешил своим офицерам также принять участие в грабеже. Каждый считал своим долгом совершить убийство на улице. Даже части тел армян стали символом этих дней». Десятки тысяч жертв в Баку и сотни тысяч по всему т. н. Азербайджану. Турецкий план по истреблению армян продолжался. На пути пантюркизма стоял только армянский клин. Армяне были одни, против всех, начиная от англосаксов, заканчивая большевиками которые бредовыми идеями всемирной революции, теперь уже помогали своим врагам туркам и продолжали политику царской России.
На чьей стороне были лезгины - сведения противоречивы. Турки естественно использовали фактор религии для гладкого продвижения пантюркизма. Образ Мухтадир Айдунбекова и многих других, показывает, что не все поддавались этому. Но очевидно одно, что не смогли сформировать единый фронт, не смогли понять откуда настоящая угроза. Наш общий враг сумел создать пропасть между нами….

Вреж Карунц


(продолжение следует)

Просмотров: 2143 | Добавил: Գարդման | Теги: Армянский взгляд на лезгинскую проб | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024